Для контроля технического состояния стрелочных электроприводов и их элементов эффективен метод акустической эмиссии, основанный на анализе параметров акустического излучения от работающих узлов. Применить этот метод позволяет система акустического контроля и диагностики (САКП).
САКП предназначена как для заводского контроля, осуществляемого при производстве электроприводов, так и для периодических плановых проверок, проводимых на местах установки устройств.
Рис.1. Система САКП
Система акустико-эмиссионного (АЭ) контроля позволяет отслеживать техническое состояние основных узлов (двигателя, редуктора, переключателя) стрелочного электропривода в реальном рабочем режиме. Путем анализа основных параметров АЭ-излучения от элементов электропривода оценивается степень деградации контролируемого узла и его остаточный ресурс. При этом необходимость плановых ремонтов электропривода отпадает, замена и ремонт осуществляются исходя из фактического состояния элементов.
САКП имеет энергонезависимую память и интерфейс связи с персональным компьютером для хранения, передачи и дальнейшей обработки данных.
В комплект поставки САКП входят:
- системный блок, состоящий из каналов цифровой регистрации АЭ-сигналов, контроллера с интерфейсом USB 2.0 для связи с персональным компьютером и блока питания;
- персональный компьютер;
- программное обеспечение Maestro (загрузочный компакт-диск), посредством которого осуществляется управление системой, а также регистрация, обработка, анализ и графическое отображение всей информации об объекте;
- пьезоэлектрические преобразователи с магнитными держателями;
- предварительные усилители на каждый канал измерения;
- коммутационные кабели;
- кабель питания;
- руководство по эксплуатации;
- кейс для переноски и хранения прибора и комплектующих.
Метод акустической эмиссии, на котором основана работа САКП, предполагает регистрацию потока акустических импульсов, возникающих в результате взаимодействия элементов конструкции контролируемого объекта, и их обработку с целью получения набора информативных параметров.
Результаты измерений потока акустических импульсов по каждому каналу выводятся в виде соответствующих графиков на дисплей. Регистрация и измерение параметров АЭ-сигнала начинается с преобразования акустических (ультразвуковых) колебаний объекта контроля в электрические сигналы посредством пьезоэлектрического преобразователя, затем они усиливаются и отфильтровываются предварительными усилителями и по кабельным линиям поступают на соответствующие входы цифровых блоков регистрации АЭ. При сравнении акустического образа эталонных элементов нового привода с акустическим образом реального элемента оценивается степень деградации контролируемого узла.
Акустические датчики измерительной системы располагаются на основных узлах электропривода.
Решение о техническом состоянии контролируемого узла принимает старший техник дистанции дороги в соответствии с данными, указанными в таблице.
Таким образом, совокупность параметров потока акустических импульсов в процессе работы стрелочного электропривода может служить критерием степени износа контролируемого узла и остаточного ресурса механизма.