№ черт. РТВЦ.1.30.001.000.000-01, код СК МТР 3185613429
Назначение и область применения
Соединитель рельсовый стыковой пружинный (далее СРСП) является элементом электрической рельсовой цепи и предназначен для эксплуатации на участках железнодорожного пути с термоупрочненными рельсами категорий В, Т1 и Т2 типов Р65 и Р75 ГОСТ Р 51685, в составе сборного токопроводного стыка.
СРСП устанавливается в рельсовый стык в количестве двух штук без применения других типов рельсовых соединителей (приварных, штепсельных).
СРСП применяют на электрифицированных участках пути, в том числе на участках пути с подъемом до 6‰.
СРСП могут устанавливаться на участках пути:
- при различных видах тяги: автономной тяге, электротяге на переменном или постоянном токе;
- при различной грузонапряженности участков;
- при различной длине рельсов, в том числе на участках стыкового пути и безстыкового пути со сварными рельсовыми плетями.
- на станционных путях и стрелочно-путевых участках
СРСП поставляется на сеть дорог ОАО "РЖД" с 2008 года*
В 2017 г. проведена модернизация соединителя и разработано изделие «Соединитель рельсовый стыковой пружинный» (№ черт. РТВЦ.1.30.001.000.000-01).
Модернизированный соединитель СРСП (№ черт. РТВЦ.1.30.001.000.000-01) имеет улучшенные характеристики по собственному сопротивлению и ресурсу по сравнению с прототипом.
- отсутствие трудоемкой и энергозатратной технологии подготовки рельсового стыка к монтажу с применением специального оборудования и специально подготовленных кадров (проведение сварочных работ или сверления);
- применение СРСП не вносит дефектов в рельс как при эксплуатации, так и при монтаже;
- возможность оперативной замены соединителя в экстренных случаях;
- высокая надежность и безотказность, что обусловлено применением оптимальной конструкции, новых материалов, а также наличием 2-х соединителей в рельсовом стыке (принцип дублирования).
- стабильность нормативного значения электрического сопротивления рельсового стыка, обеспеченная применением смазочного устройства в составе СРСП;
- исключена возможность механического повреждения соединителя посторонними предметами и вандальными действиями.
СРСП представляет собой сборную конструкцию, состоящую из стальной тоководной пластины и пружины. Пружина кинематически подвижно соединена с тоководной пластиной, обеспечивая точное позиционирование соединителя в рельсовом стыке и равномерное усилие прижатия электроконтактных площадок к шейке рельса.
Электроконтактные площадки СРСП представляют собой выступы сферической формы на пластине тоководной, на которые нанесен износостойкий электропроводящий слой толщиной 0,015-0,025 мм. Износостойкое покрытие обеспечивает снятие с шейки рельса ржавчины и окалины, уменьшая тем самым сопротивление электрического стыка. В начальный период эксплуатации СРСП износостойкое покрытие истирается и последующий износ шейки рельса резко уменьшается.
Электроконтактные элементы снабжены смазочным устройством, включающим:
- кольцо защитное из эластичного упругого материала, закрепленное на тоководной пластине;
- смазку электропроводящую типа КРЭЦ ТУ-0254-001-82744319-2015, введенную в полость, ограниченную кольцом;
- клеящуюся пленку (ленту полипропиленовую), предотвращающую загрязнение и растекание смазки электропроводящей при транспортировании и хранении СРСП.
Кольцо защитное предотвращает попадание в защищаемую зону атмосферной влаги и загрязнений, а также вытекание смазки.
Отверстие в пленке, выполненное в центре уплотнительного кольца, обеспечивает готовность СРСП к монтажу в рельсовый стык без удаления пленки, гарантированный электрический контакт площадки СРСП с шейкой рельса, а также выполнение санитарно-гигиенических требований при его монтаже.
Специальная электропроводящая смазка КРЭЦ, разработанная ООО «Информационные Технологии», обеспечивает:
- защиту контактирующих поверхностей от коррозии, внешних загрязнений и атмосферной влаги;
- стабильность электрического контакта за счет наличия в ней ультрадисперсного токопроводного наполнителя, образование на стали посредством натирания диффузионный слой высокой электропроводности;
- снижение коэффициента трения и, как следствие, величины эксплуатационного износа контактирующих поверхностей СРСП и шейки рельса;
- работоспособность в диапазоне рабочих температур от -60оС до +125 оС без замены или пополнения.
Количество электропроводящей смазки рассчитано на весь срок службы СРСП.
Параметры
|
Значения
|
Габариты:
высота, мм
длина, мм
ширина, мм |
30,0
245,0
42,0 |
Масса, кг |
0,290 |
Расстояние между электроконтактными элементами, мм |
60 |
Климатическое исполнение |
УХЛ 1 ГОСТ 15150 |
Классификационная группа по условиям допускаемых механических и климатических воздействий |
МС5 и К4 по ОСТ 32.146-2000 |
Величина электрического сопротивления СРСП, мкОм |
Не более 200 |
Величина электрического сопротивления рельсового стыка с СРСП, мкОм |
Не более 200 |
Назначенный ресурс, млн. тонн брутто пропущенного по рельсовому стыку груза, |
500 млн. т брутто
(при гамма-процентном ресурсе 80%) |
Показатель готовности к применению по назначению |
Поставляется в готовом для монтажа виде. Предварительной подготовки
рельсов не требуется |
Особенности монтажа
Все работы по монтажу (демонтажу) СРСП выполняют в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации и инструкциями ЦП-774 от 01.07.2006 г. и ЦШ-530 от 31.12.1997 г.
СРСП устанавливают по одному под каждую накладку рельсового стыка.
Монтаж СРСП при разобранном рельсовом стыке выполняется в последовательности:
- очищают от загрязнений и ржавчины поверхности шеек рельсов в местах предполагаемого контакта с СРСП;
- в рельсовый стык устанавливают 2 шт. СРСП без их предварительной подготовки согласно схеме, представленной на рисунке;
- стягивают собранный рельсовый стык крепежными элементами с усилием затяжки, соответствующим крутящему моменту 350 Н·м, а в стыках уравнительных рельсов – 600 Н·м.
Дополнительное дублирование СРСП другими типами соединителей не требуется.
За разработку СРСП компания была награждена золотой медалью и дипломом I степени в номинации «Лучший инновационный проект в области наноматериалов и нанотехнологий» на конкурсе «Лучший инновационный проект и лучшая научно-техническая разработка года», проводимого в рамках выставки «Высокие технологии. Инновации и инвестиции - 2009», проходившей в г. Санкт-Петербурге в марте 2009 г.
СРСП отмечен дипломом за III место на конкурсе ОАО «РЖД» на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем в 2018 г. в номинации «Компоненты для подвижного состава и инфраструктуры»
* Решение о внедрении СРСП установлено телеграфным распоряжением ОАО «РЖД» № 17680 от 28.10.2008 г. СРСП выпускается для использования взамен соединителя рельсового шаберно-пружинного (СРШП), дальнейшее применение которых на сети железных дорог России запрещено телеграфным распоряжением ОАО «РЖД» № 18988 от 14.11.2008 г.